Социология конфликта. Конфликт как проявление социальных отношений.
Социальные конфликты объективно неизбежны в любой социальной структуре. Более того, они являются необходимым условием общественного развития. Весь процесс развития общества состоит из конфликтов и консенсусов, согласия и противоборства. Сама социальная структура общества с ее жесткой дифференциацией различных классов, социальных слоев, групп и отдельных индивидов представляет собой неиссякаемый источник конфликтов. И чем сложнее социальная структура, чем более дифференцированно общество, чем больше в нем свободы, плюрализма, тем больше несовпадающих, а порой и взаимоисключающих интересов, целей, ценностей и, соответственно, больше источников для потенциальных конфликтов. Однако в сложной социальной системе существует и больше возможностей и механизмов для успешного решения конфликтов, для нахождения консенсуса. Поэтому проблема любого общества, любой социальной общности состоит в том, чтобы не допустить (максимально снизить) негативные последствия конфликта, использовать его для позитивного решения возникших проблем.
Конфликт(от лат. сопflictus) означает столкновение (сторон, мнений, сил). Причинами столкновений могут быть самые разные проблемы нашей жизни (например, конфликт по поводу материальных ресурсов, по поводу ценностей и важнейших жизненных установок, по поводу властных полномочий (проблемы доминирования), по поводу статусно-ролевых различий в социальной структуре, по поводу личностных, в том числе эмоционально-психологических различий и т. д.). Таким образом, конфликты охватывают все сферы жизнедеятельности людей, всю совокупность социальных отношений, социального взаимодействия. Конфликт по сути является одним из видов социального взаимодействия, субъектами и участниками которого выступают отдельные индивиды, большие и малые социальные группы и организации. Однако конфликтное взаимодействие предполагает противоборство сторон, т. е. действия, направленные друг против друга.
В основе конфликта лежат субъективно-объективные противоречия, но эти два явления (противоречия и конфликт) не следует отождествлять. Противоречия могут существовать довольно длительный период времени и не перерастать в конфликт. Поэтому необходимо иметь в виду, что в основе конфликта лежат лишь те противоречия, причиной которых являются несовместимые интересы, потребности и ценности. Такие противоречия, как правило, трансформируются в открытую борьбу сторон, в реальное противоборство.
Противоборство может быть более или менее интенсивным и более или менее насильственным. Интенсивность, по мнению Р. Дарендорфа, означает «вкладываемую участниками энергию, и вместе с тем социальную важность отдельных конфликтов». Форма столкновений — насильственная или ненасильственная — зависит от множества факторов, в том числе и от того, имеются ли реальные условия и возможности (механизмы) ненасильственного разрешения конфликта и какие цели преследуют субъекты противоборства.
Итак, социальный конфликт — это открытое противоборство, столкновение двух и более субъектов и участников социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности.
2. Причины социальных конфликтов, их классификация, функции.
Конфликт является сложным многомерным явлением. Как социальный феномен, он сохраняет тенденцию к осложнению, обновлению структуры, факторов, которые его порождают. Разные типы конфликтов, взаимодействуя, дополняют друг друга, приобретая новые черты. Это обусловлено динамизацией и осложнением системы социальных отношений. Конфликты различаются по масштабам и типам, причинами и следствиям, составу участников и продолжительности, по средствам урегулирования и т.п. По формам проявления различают: социально-экономические, этнические, межнациональные, политические, идеологические, религиозные, семейные, воинские, юридические, бытовые и прочие типы конфликтов.
По функциям различают положительные (конструктивные) и отрицательные (деструктивные) конфликты.
По принципу целесообразности - нецелесообразности: закономерные (неминуемые), необходимые, вынужденные, функционально неоправданные.
Рассмотрение конфликтов в динамике дает возможность определить их разновидности:
- на этапе возникновения: стихийные, запланированные, спровоцированные, инициативные;
- на этапе развития: кратковременные, продолжительные, затяжные;
- на этапе устранения: управляемые, ограничено управляемые, неуправляемые;
- на этапе затухания: спонтанно прекращающиеся; прекращающиеся под действием средств, найденных противоборствующими сторонами; разрешаются посредством вмешательства внешних сил.
По составу конфликтующих сторон конфликты могут быть:
1. Внутриличностные. Они являются сугубо психологическими, ограничиваются уровнем индивидуального сознания.
В большинстве - это острое отрицательное переживание, вызванное борьбой структур внутреннего мира личности, которое отображает ее противоречивые связи с социальной средой. Сопровождается такой конфликт психоэмоциональным напряжением, психологическим стрессом, ослаблением деловой и творческой активности, отрицательным эмоциональным фоном общения, занижением самооценки.
В этом контексте выделяют:
- мотивационный (между "хочу" и "хочу"),
- моральный (между «хочу» и «надо»),
- нереализованного желания (между "хочу" и "могу"),
- ролевой (между «надо» и «надо»),
- адаптационный (между «надо» и «могу»),
- неадекватной
самооценки (между "могу" и "могу") виды конфликтов.
Как правило, внутриличностпые конфликты являются сферой научного интереса
психологии.
1. Межличностные и групповые. В любом межличностном конфликте задействованы, по меньшей мере, две стороны. По своему содержательному наполнению такие конфликты бывают:
-ресурсными
-ценностными.
Ресурсныеконфликты связаны с распределением материальных благ, территории, времени и т.п.
Ценностныеконфликты разворачиваются в плоскости взаимоисключающих культурных традиций, стереотипов, верований (между родителями и детьми). Причины их разнообразны. Всю их совокупность социологи свели в несколько групп:
- ограниченность ресурсов;
- разные аспекты взаимозависимости;
- отличие целей;
- отличие представлений и ценностей;
- отличие в жизненном опыте и поведении;
- неудовольствие коммуникацией;
- личностные черты конфликтантов.
Межличностные конфликты классифицируют:
- по сферам их развертывания (деловые, семейные, бытовые, венные и т.п.);
- по результатам (конструктивные и деструктивные);
- по критерию реальности их разделяют на:
- настоящие (конфликт существует объективно и воспринимается аде
кватно);
- условные (конфликт зависит от внешних обстоятельств, которые легко
изменяются);
- смещенные (за явным скрывается другой конфликт);
- латентные (существует конфликтная ситуация, но конфликт не проис
ходит);
- ошибочные (не существует объективных оснований для конфликта. Он
происходит лишь в связи с ошибками восприятия и понимания).
3. Конфликты в организациях. По составу участников их разделяют на такие категории:
- личность - личность (межличностные),
- группа - группа (межгрупповые),
- личность - группа.
По источникам конфликтной энергии (причинам) конфликты делятся на:
Структурные (их связывают разногласия относительно задач, которые решают стороны, например, между бухгалтерией и другими подразделениями).
Инновационные (любая инновация поднимает утраченный ритм, традиции, привычки, в определенной мере затрагивает интересы многих сотрудников, что может спровоцировать конфликт).
Позиционные (касаются определения первенства, значимости, лидерства, аутсайдерства). Локализованные в сфере символического признания (кто есть главнейший?).
Справедливости (возникают на основании расхождений относительно оценок трудового вклада, распределения материальных и моральных вознаграждений и т.п.).
Соперничество по поводу ресурсов (традициоиен для организаций; в конфликт перерастает тогда, когда исполнители, между которыми распределяется определенный ресурс, ставят его в зависимость от выполнения собственных служебных обязанностей);
Динамические (имеют социально-психологическую природу, часто возникают в новых коллективах, где не существует четкой неформальной структуры, где еще не определился лидер).
Организационным конфликтам, как правило, способствуют недостатки в организации трудовой деятельности, управленческие ошибки, неблагоприятный социально-психологический климат в коллективе.
Межгрупповые конфликты. Могут происходить между разными по Размерам и составу группами. Наиболее часто их порождают: неудовлетворенная потребность, социальное неравенство, разная степень участия в власти, несоответствие интересов и целей.
Социологию, прежде всего, интересуют социальные конфликты, к которым она относит конфликты между обществом и природой.
- экономические и трудовые,
- социального планирования,
- внутриполитические,
- воинские,
- межкультурные и межнациональные,
- этнические,
- межгосударственные и т.п.
К межгрупповым конфликтам большей частью приводят:
- межгрупповая враждебность. Так 3. Фрейд утверждал, что она существует в любом взаимодействии групп. Главной ее функцией является объединение группы;
- объективный конфликт интересов, неизбежность которого обусловлена естественными интересами его субъектов;
- групповой фаворитизм, сущность которого состоит в старании оказывать содействие участникам собственной группы наперекор интересам тех, кто принадлежит к другим группам.
Одним из наиболее распространенных видов межгруппового конфликта является трудовой конфликт, в основе которого лежат: условия работы, система распределения ресурсов, принятые договоренности.
Его провоцируют преимущественно бездейственность и забюрократизированность администрации, игнорирование или незнание работодателем норм трудового законодательства и труда. С ним связаны также, низкие социальные гарантии работникам, низкая зарплата, ее несвоевременная выплата и др.
Более сложными и тяжело регулируемыми являются межэтнические конфликты, которые, как правило, имеют многолетнюю предысторию, порождаются комплексом социально-экономических, политических, культурных, этнопсихологических проблем.
Политические конфликты разделяют на межгосударственные и внутриполитические. Их особенностью является борьба за политическое влияние в обществе или на международной арене.
Среди внутриполитических конфликтов выделяют:
- классовые,
- между политическими партиями и движениями,
- между ветвями власти,
- борьбу за лидерство в государстве, партии, движении.
Межгосударственные конфликты порождает комплекс причин. Их основу составляет столкновенье национально-государственных интересов. Субъектами конфликтов выступают государства или коалиции. Такие конфликты являются продолжением внешней, а иногда и внутренней политики государств-участников. Они несут угрозу массовой гибели, локально и глобально влияют на международные отношения. Их разделяют на:
- конфликты идеологий:
- конфликты, целью которых является политическое господство, защита экономических интересов, территориальной целостности и т.п.
Функции конфликтов.
По своей природе конфликт может быть носителем как конструктивных, так и деструктивных тенденций, которые предопределяют его позитивные и негативные функции.
Позитивные функции конфликтов:
- выявляют назревшие проблемы;
- стимулируют исправление недостатков;
- способствуют обновлению жизни;
- снимают напряжение в обществе;
- способствуют объединению людей.
Негативные функции конфликтов:
- могут создавать стрессовые ситуации;
- могут дезорганизовать жизнь людей;
- могут разрешить социальные связи;
- могут вызвать раскол общества.
3. Социальный конфликт в фундаментальных теориях и исследованиях учёных.
Первым обратил свой взгляд на социальный конфликт Аристотель. Определенные мысли относительно природы и разрешения конфликта присутствуют в философских системах Т. Гоббса, Ж.-Ж. Руссо.
Как социальное явление конфликт был впервые рассмотрен А. Смитом, который считал его основой деления общества на классы и экономической борьбы между ними. Гегель усматривал причину социального конфликта в социальной поляризации общества. Па отдельных аспектах социальных конфликтов я средствах их разрешения сосредоточивались фрейдистские и неофрейдистские концепции, теории социал-дарвинизма и социобиологии. Основателями собственно социологической теории конфликта считают К. Маркса, М. Вебера, Г.Зиммеля.
К. Маркс применял конфликтологическую теорию ко всему продев исторического развития, рассматривая его как борьбу классов. Межклассовый конфликт он считал, прежде всего, антагонистическим столкновеньем интересов правящего и угнетенного классов, утверждая, что чем ярче будет выражен их поляризация, тем более насильственные формы приобретет разрешение конфликта. Подход к изучению конфликтов в теории К. Маркса был односторонним и ограниченным. Объективно и глубоко проанализировав развертывание конфликта, он видел лишь один вариант его разрешения - социальный взрыв, революцию.
Более широкое и многогранное рассмотрение общества в свете конфликтологической парадигмы сделал М. Вебер. Главный конфликт современного ему общества он усматривал в борьбе между политическими партиями, которые репрезентуют интересы общественности, и бюрократией.
Формулирование основных принципов теории конфликта, внедрение в научный оборот термина «социология конфликта» состоялось благодаря немецкому социологу Г. Зиммелю, который считал конфликт универсальным явлением, а бесконфликтное общество недееспособным. По его мнению, чем острее конфликт, тем сплоченнее становятся группы, которые конфликтуют. Чем меньше острота конфликта, тем вероятнее, что он выполняет интегрирующую функцию в обществе. Чем чаще конфликты и меньше их острота, тем вероятнее, что участники конфликтующих групп могут избавиться от вражды и поддержать систему, выработав нормы урегулирования конфликта.
Таким образом, в отличие от К. Маркса, Г. Зиммель считал, что конфликт не только может быть урегулирован мирными средствами, но и стать средством развития общества.
В более поздний период (середина XX столетия), Толкотт Парсонс трактовал конфликт как социальную аномалию, как фактор, который дезорганизует и дестабилизирует жизнь. По его мнению, главная задача общества состоит в предупреждении конфликтов и поддержании бесконфликтных отношений между его элементами. На уровне социальной системы такую функцию выполняют правовые институты, религия и обычаи. С развитием общества все меньшее становится причин для возникновения конфликтов.
Из современных ученых наиболее часто прибегают к проблеме социологии конфликта Л. Козер. Р. Дарепдорф. Э. Боулдинг.
Американский социолог Льюис Козер в работе «Функции социального конфликта» обосновал идею положительной функции социального конфликта, который является своеобразным предупредительным клапаном системы и с помощью которого общество приспосабливается к новым условиям. Все разновидности конфликта он типизировал как внутренние и внешние, выделяя в любом из них:
- социально-положительные, которые ведут к развитию системы;
- деструктивные конфликты, которые угрожают существованию системы.
Л. Козеру принадлежит наиболее распространенное в мировой социологии определение конфликта как борьбы за ценности и претензии на определенный статус, впасть и ресурсы; борьбы, в которой целями являются нейтрализация, приичинение вреда или уничтожение соперника.
Немецкий социолог Ральф Дарендорф в своей теории «конфликтной модели общества» рассматривал конфликт как вездесущее явление, поскольку каждое общество опирается на принуждение одних его элементов другими. Неравенство социальных позиций, отличие интересов людей обусловливают конфликты. Особенности обществ он усматривал в разном отношении к конфликтам со стооны власти. Он считал, что и в демократическом обществе тоже проявляются конфликты. Тем не менее, рациональные методы регулирования делают их невзрывоопасными. Сам конфликт в своем развитии проходит, по мнению Р. Дарендорфа, три стадии развития.
1. Формирование квазигрупп с собственными интересами и готовностью к
самозащите.
2. Организация квазигрупп в группировки. Осознание ими собственных глу. 1
бипных интересов.
3. Непосредственное столкновение социальных групп (классов, наций,
политических партий и т.п.).
Американский социолог Кеннет Боулдинг в своей работе «Конфликт и защита: общая теория» утверждал, что конфликт является неотъемлемым элементом общественной жизни, определенной разновидностью социального взаимодействия. Современные общества призваны изучать и регулировать его. Конфликт является ситуацией, под которой стороны понимают несовместимость собственных позиций и стараются опередить одна одну в своих действиях.
В бывшем Советском Союзе конфликтологическая традиция практически отсутствовала. В научных работах в основном речь шла об материально-экономической и классовой природе конфликтов. В соответствии с доктриной об отсутствии в социалистическом обществе антагонистических классов был сделан вывод о невозможности конфликтов. Существование их допускалось лишь в межличностных отношениях, которыми занималась социальная психология. К конфликтологичной тематике иногда обращалась так называемого «критика буржуазной социологии», которая тенденциозно рассматривала реалии преимущественно западных обществ.
Ситуация изменилась после того, когда бывшее "бесконфликтное" общество взорвалось множеством конфликтов - национальных, политических, конфессионных, экономических, региональных, локальных и т.п., а научная мысль оказалась полностью обезоруженной перед ними. Под нажимом неотложных потребностей социальной реальности за несколько лет была сформирована украинская конфликтология, центром которой стал Институт социологии НАН Украины. Несмотря на это, до сих пор ощутимой остается неразвитость общих концептуальных основ изучения конфликта.
4. Структура, механизм конфликта.
Необходимо иметь в виду, что понятия «субъект» и «участник» конфликта не всегда тождественны. Субъект — это «активная сторона», способная создать конфликтную ситуацию и влиять на ход конфликта в соответствии со своими интересами. Участник конфликта может сознательно, или не вполне сознавая цели и задачи противостояния, принять участие в конфликте, а может быть случайно или помимо его (участника) воли вовлеченным в конфликт. Следовательно, субъект конфликта, вступая в противоборство, сознательно преследует и отстаивает свои цели и интересы. В ходе развития конфликта участники и субъекты могут менять свои статусы.
Необходимо также различать прямых и косвенных участников конфликта. Последние представляют собой определенные силы, преследующие в предполагаемом или реальном «чужом» конфликте свои личные интересы. Косвенные участники могут:
Одним из непременных элементов конфликта является объект, из-за которого создается конфликтная ситуация. Объект — это конкретная причина, мотивация, движущие силы конфликта.
Определить объект в каждом конкретном конфликте далеко не просто. Субъекты и участники конфликта, преследуя свои реальные или мнимые цели, могут скрывать, маскировать, подменять искомые мотивы, побудившие их к противоборству. Например, в политической борьбе объектом конфликта является реальная власть в обществе, но каждый из субъектов политического противоборства старается доказать, что основной мотив его конкретной конфликтной активности — стремление добиться максимально возможных благ для своих избирателей.
Манипуляция объектом способна принести значительные выгоды одной из сторон конфликта и существенно осложнить положение другой. Например, человек, совершивший убийство, может быть оправдан судом, если адвокат докажет, что его подзащитный вынужден был применить оружие в целях самообороны. Трудности в нахождении действительного объекта конфликта чаще всего возникают в сложных конфликтах, когда одни противоречия накладываются на другие, или одни причины конфликта подменяются другими.
Определение основного объекта является непременным условием успешного решения любого конфликта. В противном случае конфликт или не будет разрешен (тупиковая ситуация), или будет урегулирован не в полной мере, и во взаимодействии субъектов останутся тлеющие угли для новых столкновений.
Обычно и социальном конфликте выделяют четыре стадии развития:
1) предконфликтная стадия;
2) собственно конфликт;
3) разрешение конфликта;
4) послеконфликтная стадия.
1. Предконфликтная стадия.Конфликту предшествует предконфликтная ситуация. Это рост напряженности в отношении между потенциальными субъектами конфликта, вызванный определенными противоречиями. Однако противоречия, как уже говорилось, не всегда влекут за собой конфликт. Лишь те противоречия, которые осознаются потенциальными субъектами конфликта как несовместимые противоположности интересов, целей, ценностей и т. д., ведут к обострению социальной напряженности и конфликтам.
Социальная напряженность представляет собой психологическое состояние людей и до начала конфликта носит латентный (скрытый) характер. Наиболее характерным проявлением социальной напряженности в этот период являются групповые эмоции. Следовательно, определенный уровень социальной напряженности в оптимально функционирующем обществе является вполне естественным как защитная и адаптивная реакция социального организма. Однако превышение определенного (оптимального) уровня социальной напряженности может привести к конфликтам.
Одним из ключевых понятий в социальном конфликте является неудовлетворенность. Накопление неудовлетворенности существующим положением дел или ходом развития событий ведет к росту социальной напряженности. При этом происходит трансформация неудовлетворенности из субъективно-объективных отношений в субъективно-субъективные. Суть этой трансформации заключается в том, что потенциальный субъект конфликта, недовольный объективно существующим положением дел, выявляет (персонифицирует) реальных и предполагаемых виновников неудовлетворенности. Одновременно происходит осознание субъектом (субъектами) конфликта неразрешимости сложившейся конфликтной ситуации обычными способами взаимодействия.
Таким образом, конфликтная ситуация постепенно трансформируется в открытый конфликт. Однако сама по себе конфликтная ситуация может существовать длительный период времени и не перерастать в конфликт. Для того чтобы конфликт стал реальным, необходим инцидент.
Инцидент — это формальный повод для начала непосредственного столкновения сторон. Например, убийство в г. Сараево наследника австро-венгерского престола Франца Фердинанда и его жены, осуществленное группой боснийских террористов 28 августа 1914 г., послужило формальным поводом для начала Первой мировой войны, хотя напряженность между Антантой и Германским военным блоком существовала уже много лет.
Инцидент может произойти случайно, а может быть спровоцирован субъектом (субъектами) конфликта. Инцидент может также явиться результатом естественного хода развития событий. Бывает, что инцидент готовит и провоцирует некая «третья сила», преследующая свои интересы в предполагаемом «чужом» конфликте.
Инцидент знаменует собой переход конфликта в новое качество. В сложившейся ситуации возможны три основных варианта поведения конфликтующих сторон:
1) стороны (сторона) стремятся уладить возникшие противоречия и найти компромисс;
2) одна из сторон делает вид, что ничего особенного не произошло (уход от конфликта);
3) инцидент становится сигналом к началу открытого противостояния.
Выбор того или иного варианта во многом зависит от конфликтной установки (целей, ожиданий, эмоциональных ориентации) сторон.
2. Собственно конфликт. Начало открытого противоборства сторон является результатом конфликтного поведения, под которым понимают действия, направленные на противостоящую сторону с целью захвата, удержания спорного объекта или принуждения оппонента к отказу от своих целей или к их изменению. Конфликтологи выделяют несколько форм конфликтного поведения:
В зависимости от конфликтной установки и формы конфликтного поведения сторон конфликт приобретает собственную логику развития. Развивающийся конфликт имеет тенденцию создавать дополнительные причины своего углубления и разрастания. Каждая новая «жертва» становится «оправданием» для эскалации конфликта. Поэтому каждый конфликт является в определенной степени уникальным.
Можно выделить три основные фазы в развитии конфликта на его второй стадии:
1) переход конфликта из латентного состояния в открытое противоборство сторон. Борьба ведется пока ограниченными ресурсами и носит локальный характер. Происходит первая проба сил. На этой фазе еще существуют реальные возможности прекратить открытую борьбу и решить конфликт иными методами;
2) дальнейшая эскалация противоборства. Для достижения своих целей и блокирования действий противника вводятся все новые и новые ресурсы сторон. Почти все возможности найти компромисс упущены. Конфликт становится все более неуправляемым и непредсказуемым;
3) конфликт достигает своего апогея и принимает форму тотальной войны с применением всех возможных сил и средств. На этой фазе конфликтующие стороны как бы забывают истинные причины и цели конфликта. Главной целью противоборства становится нанесение максимального урона противнику.
3. Стадия разрешения конфликта. Длительность и интенсивность конфликта зависят от многих факторов: от целей и установок сторон, от имеющихся в их распоряжении ресурсов, от средств и методов ведения борьбы, от реакции на конфликт окружающей среды, от символов победы и поражения, от имеющихся и возможных способов (механизмов) нахождения консенсуса и т. д.
На определенной стадии развития конфликта у конфликтующих сторон могут существенно измениться представления о своих возможностях и о возможностях противника. Наступает момент «переоценки ценностей», обусловленный новыми, возникшими в результате конфликта отношениями, новой расстановкой сил, осознанием невозможности достичь целей или непомерной ценой успеха. Все это стимулирует изменение тактики и стратегии конфликтного поведения. В этой ситуации одна или обе конфликтующие стороны начинают искать пути выхода из конфликта и накал борьбы, как правило, идет на убыль. С этого момента фактически начинается процесс завершения конфликта, что не исключает новых обострений.
На стадии разрешения конфликта возможны следующие варианты развития событий:
1) очевидный перевес одной из сторон позволяет ей навязать более слабому оппоненту свои условия прекращения конфликта;
2) борьба идет до полного поражения одной из сторон;
3) из-за недостатка ресурсов борьба принимает затяжной, вялотекущий характер;
4) исчерпав ресурсы и не выявив явного (потенциального) победителя, стороны идут на взаимные уступки в конфликте;
5) конфликт может быть остановлен под давлением третьей силы.
4. Послеконфликтная стадия.Завершение непосредственного противоборства сторон не всегда означает, что конфликт полностью разрешен. Степень удовлетворенности или неудовлетворенности сторон заключенными мирными договоренностями во многом будет зависеть от следующих положений:
Если одна или обе стороны считают, что подписанные мирные соглашения ущемляют их интересы, то напряженность во взаимоотношениях сторон сохранится, а прекращение конфликта может восприниматься как временная передышка. Мир, заключенный вследствие обоюдного истощения ресурсов, также не всегда способен разрешить основные спорные проблемы, послужившие причиной конфликта. Наиболее прочным является мир, заключенный на основе консенсуса, когда стороны считают конфликт полностью разрешенным и строят свои отношения на основе доверия и сотрудничества.
Послеконфликтная стадия знаменует собой новую объективную реальность: новую расстановку сил, новые отношения оппонентов друг к другу и к окружающей социальной среде, новое видение существующих проблем и новую оценку своих сил и возможностей.
5. Предупреждение и разрешение конфликтов
Прогнозирование и предупреждение конфликтов относят к главным задачам правленческой деятельности по регулированию социальных противоречий.
Прогнозирование конфликтов - это доказательное предположение воз-ожности их возникновения и развития. Осуществляется на научных основах с четом практического опыта.
Предупреждение конфликтов - это организация жизнедеятельности общества, социального сообщества, которое минимизирует достоверность противоречий между его субъектами.
Понятно, что намного легче предупредить конфликт, чем его разрешить, поэтому профилактика конфликта является не менее важной, чем умение его конструктивно решать. Деятельность по профилактике конфликта охватывает такие главные направления как:
- создание необходимых условий для минимизации их количества и решение неконфликтными средствами;
- оптимизация организационно-управленческих условий создания и функционирования организаций;
- ликвидация социально-психологических причин конфликтов;
- блокирование личностных факторов возникновения конфликтов.
Однако часто упреждающие меры бывают запоздалыми или недостаточно эффективными, а иногда могут даже усилить действие факторов, которые послужили причиной конфликтной ситуации. При таких условиях необходимо сделать все для быстрого разрешения конфликта, имея в виду, что это возможно при общих усилиях его участников, направленных па прекращение противодействий и решение проблемы, которая привела к столкновению.
Наиболее распространенными средствами разрешения конфликта являются:
- устранение причин конфликта, преодоление образа «врага», который сложился у конфликтующих сторон;
- изменение требований одной из сторон, если оппонент идет на определенные уступки. Иногда обе стороны соглашаются на компромисс в связи с истощением ресурсов, вмешательством третьей стороны;
- борьба, которая предусматривает победу одной из сторон;
- консенсус, который является согласием значительного большинства участников конфликта относительно его главных вопросов.
Консенсус может быть основной (отображает степень единства целей и ценностей), процедурный (устанавливает правила действий), по равному отношению к политике, власти, руководству. Часто конфликтующие стороны резко ограничивают возможности разрешения конфликта путем консенсуса.
Разрешение конфликта является одной из форм преодоления конфликтной ситуации. Чаще других с этой целью используются:
- урегулирование конфликта - отличается от разрешения тем, что в устранении противоречий между конфликтантами принимает участие третья сторона;
- затухание конфликта - временное прекращение противодействия при сохранении напряжения и противоречия, из-за чего конфликт приобретает скрытые формы. Происходит вследствие потери мотива к борьбе, снижения значимости целей, переориентации мотивации коифликтантов, истощения ресурсов;
- перерастание в другой конфликт - наступает, если в отношениях сторон возникает новое, более значащее противоречие;
- устранение конфликта - состоит в ликвидации его структурных элементов с помощью прекращения на продолжительное время взаимодействия оппонентов, устранения объекта конфликта, преодоления дефицита объекта конфликта, изъятия из конфликтной ситуации одного из коифликтантов.
На практике все это обнаруживается как победа одной из сторон, отказ ее от посягательств на объект, который послужил причиной конфликта или согласие на общее его использование. Иногда прибегают к компенсации оппоненту овладение объектом.
Успешность разрешения конфликта зависит от:
- поиска общих целей и интересов;
- снижения отрицательных эмоций оппонента;
- объективного обсуждения проблемы;
- выбора оптимальной стратегии решения конфликта;
- организационных, исторических, правовых, психологических, культур
ных факторов.
Непосредственное разрешение конфликта предусматривает
- анализ и оценку ситуации;
- выбор средств;
- формирование плана действий:
- его реализацию и оценку эффективности.
Социология конфликта предусматривает определенные стратегии выхода из конфликта, как главную линию поведения оппонента на его завершающем этапе. К разновидностям стратегии выхода из конфликта относят:
- соперничество - проявляется в навязывании другой стороне лучшего для себя решения. Оправдано, если предложенное решение будет конструктивным (з-за отсутствия времени для разуверения оппонента, а также в экстремальных ситуациях;
- компромисс - состоит в желании конфликтантов завершить конфликт частичными уступками, отказом от отдельных требований, которые выдвигались раньше, готовностью признать претензии другой стороны. Эффективен в том случае, если участники конфликта осознают равенство своих прав и обязанностей, ощущают угрозу лишиться всего в случае поражения. Может быть досгигнут с помощью техники открытого разговора;
-
приспособление - это вынужденный или добровольный отказ от борьбы. К такой стратегии побуждает осознание
неправоты, необходимость сохранения
хороших отношений с оппонентом, сильная зависимость от него, незначимость проблемы, большие убытки и угроза еще больших, давление третьей стороны:
- избежание решения проблемы - является попыткой выйти из конфликта при минимальных потерях. Разговор идет не о решении, а о затухании конфликта. Применяется из-за отсутствия сил и времени для борьбы, нежелания решать проблему, стремления выиграть время, трудности в формировании линии собственного поведения:
-
сотрудничество - предусматривает направленность конфликтантов на конструктивное обсуждение проблемы, отношение к
другой стороне не как к
противнику, а союзнику в ее решении. Наиболее эффективен бывает при сильной взаимозависимости сторон и важности решения для обоих. Может быть достигнут с помощью переговоров.
Переговоры предусматривают использование ненасильственных средств и приемов для решения проблемы. Большей частью они касаются нормализации отношений, перераспределения, создание новых условий, согласований. Переговоры могут выполнять следующие функции:
- информационную (стороны заинтересованы в обмене взглядами, но не готовы к общим действиям);
- коммуникативную (создание новых связей и отношений);
- регулятивную;
- координирующую:
- пропагандистскую (дают возможность одной из сторон представить себя в выгодном свете перед общественностью).
Бывает, что их используют для промедления с принятием решения, выяснения аргументов, поиска слабых сторон соперника.
Участники переговоров наиболее часто прибегают к одному из трех типов поведения:
- компромиссу (стороны идут па уступки);
-
относительному компромиссу или асимметрическому решению (уступки
одной стороны значительно преобладают над уступками другой);
- новому решению, найденного путем сотрудничества.
Переговоры являются сложным процессом, который делится на три этапа.
Первый этап - подготовка. Осуществляется как по организационным (формирование делегации, определение места и времени проведения, согласование вопросов и т.п.), так и по содержательным (анализ проблемы, складывание концепции переговоров, определение возможных вариантов решения, подготовка предложений) направлениями.
Второй этап - проведение переговоров. Уточняются интересы, концепции, позиции участников, обосновываются взгляды, предложения, согласовываются позиции и готовятся договоренности.
Третий этап - анализрезультатов переговоров и выполнения достигнутых договоренностей.
Важным фактором, который влияет на результативность завершения конфликта, является участие в его регулировании третьей стороны. Она может действовать как сила, которая поддерживает одну из сторон, и как независимый посредник. В первом случае завершение конфликта осуществляется с помощью насилия и социального давления, во втором - при помощи суда, арбитража, медиации.
Медиация - это вид деятельности, который состоит в оптимизации с помощью третьей стороны процесса поиска решение проблемы ради прекращения конфликта.
Наиболее часто для этого устраивают переговоры по помощи медиатора (третьей стороны). Эффективность медиации обеспечивают
- добровольность и равноправие сторон;
- отсутствие у них процедурных преимуществ;
- независимость и нейтральность медиатора;
- конфиденциальность переговоров.
Медиаторство может быть официальным (формальным) и неофициальна (неформальным).
Официальными медиаторами выступают межгосударственные организации (ООН), отдельные государства, государственные правовые учреждения, государственные комиссии, представители правоохранительных органов, общественные организации и т.п..
Неофициальными медиаторами могут бытьизвестные лица, представители религиозных организаций, профессионалы психологи, неформальные лидеры, друзья, соседи и др.
Стороны обращаются к медиаторам, в том случае, когда:
а) безуспешно утрачены все аргументы, силы и средства для решения конфликта,
б) если в позициях, которые они отстаивают, не удается найти общее,
в) когда по-разному толкуют главные для решения конфликта критерии или считают обязательным внешний контроль за соблюдением промежуточных временных соглашений.
Зеркало сайта: