История развития социологии

 

  1. Становление социологи как самостоятельной науки.

В процессе развития гражданского общества значительно воз­растала географическая и социальная мобильность людей, появи­лись новые социальные институты, изменялась социальная структу­ра общества, накапливались социальные факты, которые уже не ук­ладывались в объяснения, предлагаемые существовавшими теориями. Чтобы объяснить сущность происходящих перемен, тре­бовались новые теоретические и методологические подходы.

В наибольшей мере выявить и обосновать основные направления развития новой науки об обществе удалось въедающемуся француз­скому философу Огюсту Конту (1798—1857). В изучении общества он стремился отойти от абстрактных умозрительных методов, которые, как правило, использовали его предшественники-обществоведы. О. Конт разработал социальную теорию, основанную на социальных фактах, выявленных в результате эмпирических исследований. По его мнению, чтобы решать конкретные проблемы общественной жизни, социальная наука должна использовать методы естественных наук. Поэтому первоначально О. Конт назвал свою науку «социальной физикой», а впоследствии — социологией.

О. Конт считал, что человеческое познание в своем развитии проходит три сменяющие друг друга стадии: теологическое, метафи­зическое, позитивное. В первых двух стадиях познание носит спонтанный характер и не имеет достаточных научных обоснований. Третья стадия основывается на точной оценке существующей реаль­ности.

Социология О. Конта состояла из двух основных частей: соци­альной статики, изучавшей структуру общества как бы в застывшем состоянии, и социальной динамики, исследовавшей процессы соци­альных изменений. Противопоставляя социологическую науку дру­гим радикальным (революционным) теориям, О. Конт считал, что социология является наукой, способной дать позитивные (положи­тельные) ответы на самые насущные вопросы времени и указать об­ществу эволюционный путь развития, исключающий социальные катаклизмы и революции. Поэтому он называл социологию «пози­тивной» наукой.

«Позитивная» социология получила дальнейшее развитие в тру­дах английского ученого Герберта Спенсера (1820—1903). Он явля­ется одним из основоположников органического (биологического) направления в социологии. Г. Спенсер сравнивал общество с биоло­гическим организмом, каждый «орган» (социальный институт) ко­торого выполняет определенную функцию и тем самым способству­ет функционированию всего общества.

Однако такое сравнение, по мнению Г. Спенсера, не означает полного отождествления живого и социального организмов. Струк­тура общества (социального организма) по мере своего развития усложняется: растет численность населения, появляются новые виды деятельности, возникают новые социальные институты, от­дельная личность становится более самостоятельной (независимой от общества).

Развивая идеи либерализма в «органической» социологии, Г. Спенсер считал, что в биологическом организме «части» (отдель­ные органы) существуют ради «целого», а в социальном организ­ме — «целое» (общество) существует для блага своих «частей» (от­дельных членов общества).

Г. Спенсер был сторонником теории социального дарвинизма. По его мнению, экономическая конкуренция в промышленном типе общества выполняет роль естественного отбора, в результате кото­рого выживают наиболее приспособленные и одаренные. При этом социальные революции он рассматривал как болезнь, как явления, разрушающие единство социальной системы.

Принципиально иных взглядов на социально-политическое развитие общества придерживался выдающийся немецкий ученый Карл Маркс (1818—1883). В основу своего учения он положил разработанный им принцип исторического материализма, в соот­ветствии с которым развитие общества детерминировано сущест­вующим способом производства и уровнем развития экономиче­ской системы. История (по Марксу) — объективный процесс смены общественно-экономических формаций (от низших к выс­шим), которая происходит в результате классовой борьбы и со­циальных революций.

К. Маркс внес значительный вклад в становление и развитие социологической науки. Им была всесторонне проанализирована социальная структура современного ему капиталистического обще­ства, выявлена роль экономических факторов в развитии социаль­но-политических отношений, дано определение таким понятиям, как «класс», «социальный слой», «классовая борьба» и др.

Классический этап развития социологии связан с именами та­ких известных ученых-социологов, как Э. Дюркгейм, М. Вебер, Г. Зиммель, Ч. Кули, Г. Моска, В. Парето и др. Так, французский социолог и философ Эмиль Дюркгейм (1858—1917) считал, что для превращения социологии в самостоятельную науку необходимо на­личие особого предмета и соответствующего метода. Таким предме­том (по Дюркгейму) является особая «реальность», основу которой составляют социальные факты.

Главными признаками социальных фактов являются: объектив­ное, независимое от индивида существование и способность ока­зывать на индивида давление, «принуждая» его действовать в соот­ветствии с общими ожиданиями, нормами, требованиями и т. д. Основоположник теории «социологизма» (противоположность но­минализма-индивидуализма) Э. Дюркгейм наделял общество чертами физического и морального превосходства над индивидами.

По мнению Э. Дюркгейма, социология занимает центральное место среди общественных наук. Поэтому ее задача состоит не толь­ко в том, чтобы изучать социальные факты, но и вооружать другие общественные науки теоретико-методологической основой для исследования различных областей социальной жизни.

Другой яркий представитель классической социологии — вы­дающийся немецкий социолог, философ и историк Макс Вебер (1864—1920). Он является родоначальником понимающей социологии и теории социального действия. В отличие от Э. Дюркгейма, который считал основной задачей социологии исследование общественных структур (структурно-функциональный анализ), М. Вебер уделял главное внимание исследованию мотивов деятельности и поведения человека или группы людей. Он считал, что деятельность отдельных личностей и групп не предопределена социальными отношениями и социальной структурой, а является осмысленной и, в значительной мере, самостоятельной. Не только общество оказывает влияние на человека (группу), но и человек, преследуя свои цели и интересы, осознанно взаимодействует с другими людьми и тем самым создает социальную реальность.

Задачей социологии (по М. Веберу) является исследование ос­мысленного взаимодействия людей через призму общепринятых об­разцов. В этом и заключается суть и смысл понимающей социологии.

 

  1. Современный этап развития социологической науки.

В XX в. во многом благодаря наработанному в предшествовавшие периоды «социологическому материалу» в социологии возникают многочисленные школы и направления (парадигмы). Парадигма — это определенное представление о характере социальной реальности или научно обоснованная модель, образец постановки проблем и их решений; определенное научное направление в социологической науке.

Ни одна из парадигм в социологии не является универсальной. Каждая раскрывает ту или иную перспективу в исследовании общества. Поэтому любая парадигма требует к себе серьезного отношения.

Рассмотрим некоторые из основных парадигм современной социологии.

Структурный функционализм — один из основных методов в современной социологии. В основе его лежит представление об обществе как о целостной системе, состоящей из взаимосвязанных подсистем. Каждая подсистема, в зависимости от занимаемого ею положения в системе, выполняет определенную, свойственную только ей функцию. Взаимодополняемость и взаимодействие подсистем обеспечивают социальной системе структурно-функциональное единство. Основы структурно-функциональной парадигмы были заложены еще Г. Спенсером и Э. Дюркгеймом, которые сравнивали структуру общества с живым организмом, а отдельные подсистемы с определенными органами. Значительный вклад в становление и развитие этого направления в социологии внесли американские ученые-социологи Р. Мертон и Т. Парсонс.

Конфликтологическая парадигма является как бы противоположностью функционалистическим теориям, которые предполагают консенсусное взаимодействие различных подсистем (социальных слоев, классов) общества. Конфликтологический подход исходит из того, что общественное развитие происходит через борьбу различных социальных групп.

Конфликтологическая парадигма немарксистской ориентации начинала формироваться в 50—60-е гг. XX в. благодаря работам Р. Дарендорфа, Р. Миллса, Л. Козера, Р. Мура, К. Боулдинга и др. Так, по мнению немецкого социолога Рольфа Дарендорфа (род. в 1929 г.), конфликт есть оборотная сторона всякой интеграции и потому он неизбежен.

В соответствии с теорией классовой борьбы К. Маркса любое классовое общество делится на два антагонистических (непримиримых) класса, борьба между которыми завершается социальной революцией. В отличие от марксистской теории конфликтологическая парадигма исходит из того, что в современном демократическом обществе возникает великое множество локальных социальных конфликтов между различными группами. Разнонаправленность этих конфликтов позволяет сохранять относительную стабильность в обществе, т. е. не ведет к социальным взрывам. Кроме того, в открытом обществе существуют легальные способы (механизмы) для сравнительно «бескровного» урегулирования конфликтов. Успешное разрешение возникающих социальных конфликтов (по Р. Дарендорфу) свидетельствует о жизнеспособности общества.

Бихевиоризм (от англ. behavior — поведение) — одно из ведущих направлений в американской социологии — наука о поведении. В основе бихевиоризма лежит проблема исследования видимых форм поведения человека как реакции на воздействие внешней среды, по принципу «стимул-реакция». Методологическими предпосылками бихевиоризма являются принципы философии позитивизма и структурно-функциональный анализ Г. Спенсера. Современные понятия в теории бихевиоризма были разработаны Э. Торндайком, Дж. Уотсоном и др.

Пик влияния идей и методов бихевиоризма в социологии приходится на 20-е гг. XX в. Впоследствии он неоднократно подвергался обоснованной критике за упрощенный подход к исследованию человека и его поведения. Суть проблемы заключается в том, что классический бихевиоризм не учитывал психических и социокультурных составляющих в исследовании мотивов поведения людей. В настоящее время предпринимаются попытки обновления бихевиоризма. Его приверженцы стремятся в своих исследованиях учитывать самые различные аспекты поведения. Таким образом, возникло новое (обновленное) направление в социологии — необихевиоризм.

Символический интеракционапизм (от англ. interaction — взаимодействие) — одно из направлений (парадигм) в современной социологии. Суть этого направления заключается в том, что в своих методах исследования социального поведения символический интерак-ционализм (в отличие от бихевиоризма) учитывает как внешние проявления, так и внутренний мир человека. Большое значение сторонники этого направления придают языковой символике.

Символический интеракционализм исходит из того, что в ходе осознанного взаимодействия люди интерпретируют (истолковывают) действия друг друга, придавая последним те или иные значения (символы). Тем самым они конструируют собственное поведение и способствуют изменению социальной реальности. Отсюда следует, что символ в процессе социального взаимодействия играет определяющую роль. Теоретико-методологические основы символического интерак - ционализма были заложены такими учеными, как Ч. Кули, Г. Зиммель, К. Боулдинг и др. Наиболее весомый вклад в его развитие внесли Дж. Мид, Г. Кун, И. Гофман, Г. Блумер, А. Стросс, Т. Ши-бутани и др.

Сторонники теории социального обмена рассматривают обмен в качестве фундаментальной основы общественных отношений. Согласно этой теории обмену подлежит все, что имеет социальную значимость. Например, труд обменивается на материальное вознаграждение, физическая привлекательность на благосостояние и т. д. Люди, имеющие более высокий социальный статус, могут навязывать «нижестоящим» свои условия обмена. Таким образом, возникает проблема неравноценного обмена.

Теоретико-методологические основы концепции социального обмена были заложены родоначальниками буржуазной политэкономии И. Бентамом, А. Смитом и др. Другим ее источником стали работы известных социальных антропологов Б. Малиновского, Дж. Фрейзера, М. Мосса. Значительный вклад в развитие социологического направления в теории социального обмена внесли Дж. Хоманс, П. Блау, Р. Эмерсон.

 

  1. Социологическая мысль и социология в Украине.

Принято считать, что украинская социология заявила о себе в 80-е годы XIX в.. исследованиями Женевского кружка украинских ученых, труды которых печатались в журнале «Громада». К нему относились, прежде всего, Г. Драгоманов (которого многие исследователи называют пионером украинской социологии), С. Подолинский (представитель механистической теории в социологии) и Ф. Волк.

М. Драгоманов (1841-1895) рассматривал социологию как науку об обществе, призывая украинских исследователей использовать идеи и принципы западной социологической мысли. Он активно отстаивает идею прогресса, который в общественных отношениях проявляется отменой рабства, барщины, получением равных конституционных прав; прогресс лица рассматривается им в тесной связи с прогрессом человечества в целом.

С. Подолинский (1850-1891) в своих трудах сочетает марксистские и социал-дарвинистские взгляды с программой громадовства. Он считает, что в общественной жизни действует закон борьбы за существование; но, в отличие от социальных дарвинистов, признает еще и действие закона роста солидарности людей, которая воплощается в общинах. Поэтому для него центр тяжести приходится не столько на борьбу людей между собой, как на борьбу людей с природой, опасной окружающей средой.

Своеобразная интерпретация С. Подолинским дарвинистских законов заключается в том, что в обществе происходит продвижение вверх талантливых и морально совершенных людей, а не победа физически более сильных. Ему принадлежит одна из первых работ социологического характера - "Ремесла и хвабрики на Україні" (1880, Женева).

Самым выдающимся основателем украинской социологической мысли был Михаил Грушевский (1866-1934) - выдающийся украинский ученый, историк мирового уровня, энциклопедист-просветитель, этнолог, фольклорист, выдающийся государственный деятель, первый «президент Украинской Народной Республики». Он впервые начал применять в украинской историографии историко-социологический метод, разработанный на рубеже XIX и ХХ вв. европейским позитивизмом, основал первый Украинский социологический институт в Вене в 1919г. Главное направление деятельности концентрирует на обоснование исторически, теоретически и юридически право украинского народа на собственное государство, он доказал, что украинский народ существует как отдельный исторический культурный субъект. Ученый пропагандировал идеи социального единства, гармонии, гражданского мира на демократических принципах, которые актуальны и сегодня.

Социальный процесс в целом, по мнению М. Грушевского, характеризуется определенным ритмом, тенденциями, формами. Задача социологии именно в том и заключается, чтобы, отбрасывая изменчивое, случайное, выбирать типичное, постоянное, то, что составляет свойственную основу социального ритма. Украинский ученый обосновал мнение о том, что характерными тенденциями социального развития является дифференциация и интеграция. Чередование этих тенденций происходит под влиянием комбинирование факторов, однако в определенном социальном пространстве и времени могут преобладать то экономические, то религиозно-психологические факторы и др. Итак, Г. Грушевский, по сути, отстаивал понимание колебательной динамики общественной эволюции, которое является близким современным посткласичним теориям. В труде "Начала гражданства" (1921 г.), он критиковал противоречивые теории о начальной общественной эволюции, применяя для сравнения и украинские материалы.

М. Ковалевский (1851-1916) еще 17-летним юношей ознакомился с трудами О. Конто. Более 25 лет его дальнейшую жизнь проходило за рубежом, что позволило ему не только читать произведения, но и знать лично таких известных социологов, как Спенсер, Тард, Дюркгейм, Маркс и другие; П. Сорокин был одно время секретарем Ковалевского. По мнению последнего, сравнение Конто и Маркса идет не на пользу социологической концепции марксизма с ее экономическим трактовкой истории; Ковалевский осуждает также марксистскую идею революции как способа решения социальных проблем.

Историю общества сам Ковалевский понимает как закономерный и естественный процесс, в котором равноправную роль играют много факторов, однако ни один из них не является определяющим. Это так же, как в функционировании живого организма признавать равнозначную роль многих факторов и рассматривать его как единство. В целом и общественная жизнь объясняется ним через "теорию факторов", то есть теорию функциональной связи социальных явлений.
В книге "Современные социологии" Ковалевский ратует за утверждение двух направлений, гармоничное сочетание которых может обеспечить счастливое развитие общества. Индивид не может быть принесен в жертву семье, роду, государству и т. д., но его деятельность должна быть в то же время согласованной с деятельностью других, равных ему единиц и сообществ; их совместные усилия должны быть направлены на обеспечение всеобщего блага.

Социологию советского периода можно считать одной из самых отсталых наук как в Украине, так и в целом в бывшем СССР.

К этому привели следующие факторы:

  1. почти полный контроль партии над планированием, тематикой и проведением социологических исследований;
  2. отсутствие самостоятельного статуса социологии как науки и ее обожествление с историческим материализмом в плане исходных методологических основ;
  3. противодействие социологическим исследованиям, с одной стороны, на идеологической почве, а с другой - на патриотическй, когда более-менее объективные научные исследования, которые отклонялись от партийной линии, получали ярлык „националистических”;
  4. ограниченность государственной социальной статистики и часто ее недостоверность;
  5. отсутствие надлежащих условий для подготовки высококвалифицированных специалистов, в том числе и за рубежом;
  6. неразвитость научных связей с зарубежными социологами.

 

К этому следует добавить, что результаты социологических исследований в большинстве случаев скрывались, а рекомендации социологов в основном не учитывались.

Лишь с началом революционного обновления общества в середине 80-х годов меняется отношение к социологии и осознается растущая потребность в ее исследованиях. Развитие социологии становится насущной потребностью национального возрождения Украины. Ярким проявлением этой тенденции было создание осенью 1990 г. Института социологии в системе Национальной Академии наук. Главное направление деятельности института - выявление закономерностей развития украинского общества в национальном и международном контексте, осмысления и обобщения опыта преобразования общества в подлинно гражданское. Достижение этой цели реализуется, в частности, в таких направлениях исследований: особенности социально-статусной стратификации в условиях становления рыночной экономики; социальные условия и механизмы формирования рыночной экономики; факторы возникновения и механизмы преодоления социальных конфликтов в процессе трансформации общества; украинская этничность в современном мире и др. Институт имеет широкие связи с аналогичными зарубежными институтами. В нем работает плеяда широко известных у нас и за рубежом ученых - социологов, среди которых Л. В. Сохань, В. М. Ворона, Г. О. Шульга, А. О. Ручка, В. В. Танчер, Есть. И. Головаха, В. И. Тарасенко, В. Л. Осовски, В. Есть. Пилипенко, Н. В. Панина, С. О. Макеев, К. К. Грищенко и др.

В это время происходят и другие важные события для становления украинской социологии. Создается Социологическая ассоциация Украины. В университетах открываются факультеты и отделения для подготовки профессиональных социологов, начинаются социологические издания, создаются специализированные советы по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора социологических наук, начинает выходить журнал "Философская и социологическая мысль", а с 1998 г. - журнал "Социология: теория, методика, маркетинг".

В настоящее время социология находится в поиске собственной подлинности, вырабатывает свою методологическую базу, концептуальную схему и соответствующий им понятийно-категориальный аппарат. Кардинально пересматривается предмет ее исследований; в качестве центрального понятия, ключевой социологической категории выделяется гражданское общество, а сама социология понимается как самостоятельная наука о социальных сообществах - субъекты, механизмы их становления, функционирования и развития; создаются условия для методологического плюрализма в социологии, существование различных подходов, ориентаций в социальных исследованиях; украинская социологическая школа приобретает черты национальной, что находит проявление не столько в проблематике исследований, сколько в акцентах на традиции социально-гуманитарных исследований украинской культуры в целом.