Предмет и задачи курса истории Украины. Проблемы периодизации истории Украины.

 

Современная Украина — одно из крупнейших государств Европы. Она по своим основным параметрам уступает лишь России и Германии. Население — более 46 млн. человек.

Объектом истории Украиныкак науки является та реальная история общественной жизни с древнейших времен до наших дней, которая протекала на территории Украины в ее нынешних государственных границах. Однако очевидно, что такой формально-юридический подход нуждается в оговорках. Историков, изучающих прошлое, не может не интересовать образование украинской диаспоры, взаимоотношения живших на Украине народов с другими частями мирового сообщества, судьба народов, временно пребывавших на украинских землях. В этом отношении примером могут служить черноморо-азовские греческие колонии, многочисленные волны переселения кочевых народов, прокатившиеся по степной Украине. Драматически и даже трагически переплетались судьбы крымских татар и других народов. Проблема возвращения депортированных народов на свою родину тоже имеет свои корни в истории. Более широкого подхода к пониманию объекта истории Украины как науки требуют и такие события, как охват Киевской Русью территорий и населения, далеко выходящих за пределы современного государства Украины. С другой стороны, нельзя игнорировать вхождение Украины в определенные периоды в состав России, Литвы, Польши, Австрии, Румынии, Чехословакии. Все это реальная история Украины. Взять хотя бы тот факт, что на территории Украины в настоящее время проживает более 8 млн. русских. В то же время является непреложным фактом формирование на территории современной Украины прежде всего украинской нации абсолютно преобладающей численно и в этническом отношении выросшей из восточнославянских племен.
История Украины как реальность и история Украины как наука соотносятся между собой через понятия «объект» и «предмет». Если для науки объектом служит вся реальная история, то ее предметом являются закономерности исторического процесса. В нашем случае это закономерности возникновения и развития, разнообразной политической, социальной и духовной деятельности на¬рода Украины. Он то обретал, то утрачивал государственность, но его история никогда не прерывалась. На территории Украины из восточных славян сформировалась сперва украинская народность, а затем и украинская нация.

Без научного осмысления истории Украины не могут быть правильно поняты ни сегодняшние, ни завтрашние проблемы развития Украины. Все они коренятся в прошлом. Взять хотя бы проблему внедрения украинского языка во все сферы общественной жизни. Утратив свою государственность, народ Украины на протяжении столетий испытывал национальный гнет, подвергался русификации, ополячиванию, онемечиванию. Вместе с тем есть в прошлом и опыт роста национального самосознания, широкой просветительной работы, украинизации. Фундаментальный характер носит опыт прошлого, связанный с колоссальными успехами национально-освободительного движения,

Велика роль знаний истории в воспитании гражданской сознательности, социального и национального самосознания. Национальные интересы Украины в общепринятом смысле — это интересы всего населения, а не только сознательных украинцев. Н.Г. Чернышевский писал: «Можно не знать многих наук и быть образованным человеком, но нельзя быть образованным, не зная истории».

 

Проблемы периодизации курса истории Украины

Научная периодизация истории. По выражению профессора Ратгерского университета (США) американца украинского происхождения Т. Гунчака, поиски целостного исторического знания остаются только идеалом для исследователей. Почему? Основной причиной является сложность личности человека как объекта исторических опытов.
Но тогда возникает вопрос: если для историков выяснить всю сложность исторического процесса достаточно непросто, то как же его понять студентам, скажете вы? И оказывается, что историки уже подумали над этим вопросом. Чтобы лучше разобраться в истории, ученые пытаются провести ее научную периодизацию. Причем, она зависит от тех целей, которые ставит историк и от выбора соответствующего критерия. Вам со школы известная периодизация всемирной истории Д. Леддока. Основным критерием ее стало развитие орудий труда. Помните: палеолит, мезолит, неолит, энеолит, бронзовый век, железный век. Наше время ученые, руководствуясь его критерием, назвали атомным веком или веком  информации. Наиболее известные периодизации всемирной истории Ж.Ж. Руссо, Ф. Энгельса, К. Маркса, М.С. Грушевского.
Хочу подчеркнуть, что история Украины, как составляющая всемирной истории, имеет и свою периодизацию. К ее созданию имеют отношение выдающиеся украинские ученые, в частности М.С. Грушевский с его выдающейся работой "Обычная схема "русской" истории и дело регионального уклада истории восточных славян". Стоит отметить, что периодизация имеет не только научные цели, но и практические задачи, когда речь идет об изучении истории отечества.

Рассмотрим следующую периодизацию:

Первый период "Время появления человека на территории Украины. Исторические корни украинского народа". Это эпоха так называемой первобытной истории. В ней выясняются вопросы появления человека на территории Украины и исторические предки нашего народа. Этот период охватывает время от появления человека до создания Киевского государства (1 млн. л. до н.э. - VIII в. н.э.).

Второй период "Киевская Русь. Галицко-Волынское государство (IX - первая половина ХП ст.)". Он охватывает период от создания древнерусского государства (IX в.) и до середины XIV в., когда она распалась, а народы, входившие в ее состав, попали в зависимость от других государств. Именно в это время зарождались предпосылки к появлению украинской народности.

Третий период "Украина во второй половине ХП - середине XVII в.". Это время, когда украинские земли попали в зависимость сначала от Великого княжества Литовского, а затем Польши и других стран. Не удивительно, что этот период называют литовско-польским периодом. Именно в этот период (XVI ст.) возникает славное запорожское казачество - первая демократическая казацкая республика.

Четвертый период "Национально-освободительная борьба украинского народа. Создание государственности Украины. Гетманщина". Он охватывает период освободительной войны середины XVII в. под руководством Б. Хмельницкого и создания под его руководством украинской государственности. Это целая эпоха, которая занимает выдающееся место в истории Украины. Она завершилась отменой украинской государственности русским царизмом.

Пятый период "Украина в ХІХ столетии". Он охватывает, как видим, всё XIX ст. Когда, казалось, победила Российская империя, ликвидировала украинскую автономию, в недрах народа начинается недовольство, разворачивается национально-освободительное движение, которое М.С. Грушевский назвал "культурным возрождением украинского народа".

 

Шестой период "Украина в начале XX века. Первая мировая война". В этот период продолжают развиваться процессы, которые были начаты еще в прошлом веке, но приобрели новое качество. Это и экономическое развитие украинских земель, социальные и политические процессы, приводящие к утверждения рыночных отношений. В годы Первой мировой войны Украина стала ареной борьбы двух крупных мировых группировок государств, каждое из которых претендовало на богатые украинские земли. Мировая война способствовала вызреванию революции. Вместе с тем, революционные события рассматриваются в следующем периоде, а шестой период охватывает время с 1900 до февраля 1917 года.

Седьмой период "Украинская национальная революция. Борьба за возрождение государственности Украины (1917-1920 гг.)" В это время создано Украинскую Центральную Раду, провозглашено автономную УНР, а затем и ее независимость. Действовали гетманский режим Скоропадского и Директория. Состоялась объединение УНР и ЗУНР. Вместе с тем, украинское революционно-освободительное движение было подавлено советскими властями.

Восьмой период в истории Украины - "Украинская ССР в 20-30 годы XX века". В этот период в Украине не только начала внедряться новая экономическая политика, которая вскоре была свернута, проводилась украинизация, что так трагически закончилась, но и организован голод 1932-1933 гг., происходило утверждение тоталитарного строя, проводились массовые репрессии. Чрезвычайно тяжелым оказался межвоенный период в жизни западных украинцев. Однако в 20-30-е годы революционно-освободительное движение все ярче выливалось в борьбу за воссоединение украинских земель.

Девятый период "Украина и Вторая мировая война". В начале войны произошло воссоединение западноукраинских земель в составе СССР, что тяжело сказалось на их населении. Нападение Германии, оккупация ею Украины способствовали развитию Сопротивления советских партизан и ОУН-УПА. Украина внесла большой вклад в военно-экономическую мобилизацию страны. Дорого стоило ей и освобождение. Во время войны погибло от 13 до 15 млн. человек. Война разделила век на довоенную, военную и послевоенную пору.

Десятый период "Развитие Украины во второй половине (40-80 годах) XX ст.". Реакция, которая проводилась до войны в Украине, продолжилась и после войны. Лишь после смерти И. Сталина началась некоторая "оттепель" и нарастал системный кризис тоталитарного строя, что способствовало появлению "шестидесятников", а затем и диссидентов. За время перестройки начала формироваться парламентская оппозиция, в 1990 году принята Декларация о государственном суверенитете Украины.

Одиннадцатый период "Утверждение независимой Украины". В разделе речь идет о политическом и экономическом положении Украины за 20 лет ее независимости, принятии  Конституции, развитии политических и социально-экономических процессов в конце ХХ - начале ХХI вв.., а также борьбу, которая развернулась в Украине в последние годы. Подводятся основные итоги экономических и социальных преобразований в 1991-2011 гг., рассказывается о международной деятельности, месте Украины в мировой истории, подводятся итоги исторического пути, который прошёл украинский народ за свою многовековую историю.

Зеркало сайта:

http://ukrainian-history.jimdo.com

счетчик посещений