Активизация оппозиционного движения в Украине.

История Украины XX ст. - это непрерывная борьба за утверждение украинской  государственности.
Одним из этапов этой борьбы стало диссидентское движение, которое возникло в конце 50-х гг. после короткого периода "хрущевской оттепели". (Диссидент - тот, кто имеет другую мысль (инакомыслящий), которая не совпадает с официальной правящей системой и идеологией). Его выразителями были подпольные группы, организации, отдельные личности.
Социальная база диссидентского движения - интеллигенция (80%). Оно было долговременным во времени - свыше 20 лет и вынашивало в себе зародыш альтернативного,  демократического общества, концентрировало оппозиционные интеллектуальные силы, создавало предпосылки для украинского суверенного государства.
      В диссидентском движении 60-х - нач. 80-х гг. можно выделить пять основных течений.
1. «Самостийницкое», которое имело  цель реализовать право нации на самоопределение, на создание собственного самостоятельного государства.
     Вот некоторые примеры:
- во Львове действовала подпольная организация - Украинский национальный комитет (идеологически близкий к ОУН-УПА), которую карательные  органы раскрыли в декабре в 1961 г. Руководителей ее - И.Коваля и  Б.Грицуна - расстреляли, 16 лиц осудили до 10-15 лет заключения;
- в 1958 г. на Львовщине группой юристов под руководством Левка Лукьяненка создана подпольная организация Украинский рабоче-крестьянский союз, который впервые в послевоенной истории обозначил идею и программу борьбы за независимость Украины
мирными конституционными методами, за выход Украины из СССР. В январе в 1961 г. Львовский областной суд осудил Левка Лукьяненка, Ивана Кандыбу и других членов УРКС к длительным срокам заключения;
- в 1964-1967 гг. действовал Украинский национальный фронт (УНФ),  который возглавлял  учитель из Ивано-Франковской области  Д. Квецько.  К этой организации принадлежали представители разных
профессий из многих областей Украины. Она выпускала нелегальный журнал "Воля и Батьківщина", брошюры и открытки, распространяла и бывшую ОУНовскую литературу. Главная цель – объединение сил для будущего освобождения Украины. Участников организации осудили к максимальным срокам заключения.
2. Национально-культурническое течение, которое решительно выступало за развитие украинского языка, культуры, осуждало шовинизм, русификацию, выступало за защиту прав и свобод всех народов, их национальных интересов.
Больше всего это течение представляли  "шестидесятники" -писатели, деятели культуры Лина Костенко, Василий Симоненко, Иван Драч, Николай Винграновский, Иван Дзюба, Иван Горничный, Евгений Сверстюк, Панас Залываха, Алла Горская и др. Впоследствии на смену этой генерации пришли Игорь и Ирина Калынци, Василий Стус и др. Например, 1 сентября 1965 года в киевском кинотеатре  "Украина" во время презентации кинокартины С. Параджанова  "Тени забытых предков" была устроена манифестация против репрессий украинской интеллигенции. В этой акции участвовали И.Дзюба, В. Стус В.Чорновил и др.
В декабре 1965 года И. Дзюба послал письмо в ЦК КПУ с протестом против арестов, к которому прибавил написанную в сентябре-декабре и распространенную в самиздате работу  "Интернационализм или русификация?" Это было первое широкое обобщение идей украинского оппозиционного движения, которое содержало развёрнутую программу его культурных и политических требований. Главное требование – возвращение партийного руководства к принципам ленинской национальной политики.
В 1968-1969 гг. компартийные идеологи развернули позорную кампанию против признанного лидера украинских писателей О. Гончара за его роман  "Собор". В Днепропетровске поэты И. Сокульский и М. Кульчицкий, ассистент металлургического института В. Савченко подготовили в адрес ЦК КПУ "Письмо творческой молодежи Днепропетровска" в защиту романа и его автора. Письмо подписали 300 лиц. Этого было достаточно, чтобы инициаторы получили по несколько лет лагерей сурового режима. Таких идеологических преследований в УССР инакомыслящих было немало.
3. Правозащитное, или демократическое течение, участники которого боролись за права человека. Оно было  представлено в нашей республике Украинской хельсинской группой (УГГ), то есть группой содействия выполнению Хельсинских соглашений относительно прав человека, которые были подписаны СССР в 1975 году. УГГ была образована в ноябре 1976 года в г. Киеве, ее возглавил писатель-фронтовик М. Руденко. Это была первая легальная диссидентская организация. В состав входили О. Бердник, В. Чорновол, П. Григоренко, Л. Лукьяненко, И. Кандыба и др. В меморандуме УГГ провозглашалось, что после Хельсинского совещания положение с правами человека в Украине не улучшилось. Западной общественности были переданы списки политзаключённых и концлагерей, где содержались украинцы.
В начале 1977 г. против УГГ начались репрессии. Из 41 участника группы в течение 1977-1985 гг. 27 были осуждены, шесть лишены советского гражданства, трое - В. Стус, О. Тихий, Ю. Литвин - погибли в лагерях.
4. Религиозное диссидентство, которое имело целью борьбу за фактическое, а не декларативное признание свободы совести, за возрождение национальной религии. В Украине, в частности, оно вело борьбу за возобновление украинских Греко-католической и Автокефальной Православной церквей, за свободу деятельности протестантских сект. Представителями этого течения были Г. Винс, И. Гель, В. Романюк, Й. Тереля и др.
5.Социально-экономическое диссидентство, движение за улучшение социальных и экономических условий труда. Проявлениями этого течения диссидентства были рабочие беспорядки, забастовки. Одно из наибольших выступлений случилось в Новочеркасске в июне  1962 г., когда рабочие, возмущенные дежурным повышением цен и одновременным снижением оплаты труда, вышли на улице города. Власть прибегла к расстрелу демонстрантов, а их лидеры были казнены или покараны длительным заключением. Беспорядки меньшего масштаба происходили: в 1963 г. в Кривом Роге, портовых рабочих в Днепропетровске и Днепродзержинске (май-июнь в 1972 г.), рабочих машиностроительного завода в Киеве (в 1973 г.).
В целом в списке диссидентов 60-70-х годов можно назвать почти тысячу лиц, которые представляли все регионы Украины.
В начале 80-х годов, по данным Секретариата Международной амнистии, количество политзаключённых в СССР составляло от 600 до 700 лиц, среди которых в разное время украинцы представляли от 25 до 75 человек.
Следовательно, в течение 60-х - первой половины 80-х годов в Украине в значительной степени активизируется оппозиционное движение. Оно становится заметным  фактором общественно-политической жизни, его лидеры четче формулируют основную цель и ориентиры, благодаря самиздату в массы проникают оппозиционные взгляды и идеи.
В обществе, в котором доминировали страх, апатия, пассивность, диссидентское движение было реальной моральной и идеологической угрозой системе, поскольку хранило и формировало гуманистические, демократические, национальные и общественные идеалы, приближало время утверждения независимого демократического государства.
Все же всем формам сопротивления тоталитарной системе (деятельность шестидесятников, диссидентов и тому подобное) была свойственна еще организационная слабость, локальность действий во времени и в пространстве, немногочисленность участников. Это давало возможность соответствующим государственным органам сравнительно легко расправляться с ними, скрывать от украинского народа и мировой общественности наличие оппозиционных режиму сил.






Зеркало сайта:

http://ukrainian-history.jimdo.com

счетчик посещений